Частных инвесторов в них привлекут по схеме Московского авиаузла.
По оценкам экспертов, на развитие российских региональных аэропортов до 2030 года потребуется более 1,4 трлн руб. Но бюджетное финансирование покрывает лишь 70% общего объема требуемых инвестиций. Оптимальной формой привлечения частных инвесторов могла бы стать концессия, аналогичная той, которая будет применяться в аэропортах Москвы. При этом рынок региональной авиации ждут большие перспективы: через 15 лет инфраструктура Московского авиационного узла не сможет принять прогнозируемые 34 млн пассажиров и трафик будет перераспределен за пределы столицы, считают эксперты.
В пятницу состоялось первое заседание рабочей группы по распространению опыта Московского авиационного узла (МАУ) на региональные аэропорты. В ее состав входят представители координационного совета по инвестициям Минтранса, юридической фирмы Vegas Lex и инфраструктурной компании InfraOne. На встрече обсуждались варианты привлечения инвестиций в развитие региональных аэропортов. По данным исследования Vegas Lex (есть у “Ъ”), объем требуемых инвестиций в региональные аэропорты оценивается в 1,4 трлн руб. до 2030 года, из которых только 70% могут быть покрыты из федерального бюджета. При этом за последние семь лет развитие региональной авиации шло быстрее, чем в Москве и Санкт-Петербурге, за счет более активного роста экономики за пределами этих городов: в 2010–2012 годах валовой региональный продукт (ВРП) увеличился на 37%, исключая МАУ. Каждый процент прироста ВРП соответствует увеличению объема пассажирских и грузовых перевозок на 1,5–2%, говорится в докладе.
По прогнозам Vegas Lex, к 2030 году в наиболее развитые региональные аэропорты получится перераспределить часть пассажиропотока МАУ (около 34 млн пассажиров), поскольку Москва не сможет их обслужить из-за географических ограничений. В Vegas Lex полагают, что дефицит мощностей станет поводом для создания или модернизации существующих аэропортов в радиусе 200 км вокруг Москвы. В компании считают, что «четвертая точка» в МАУ появится не за счет одного нового аэропорта, а через развитие нескольких аэропортов с пропускной способностью 3–12 млн пассажиров каждый.
При этом в исследовании отмечается, что наименьший интерес инвесторов вызывают аэропорты с пассажиропотоком до 500 тыс. человек. Основной причиной этого являются «сложности в достижении самоокупаемости и рентабельности»: операторы коммерческих площадей и рекламы неохотно арендуют площади в таких аэропортах. В результате высокие неавиационные доходы являются «практически недостижимыми». В то же время в аэропортах с пассажиропотоком от 1 млн человек есть достаточный потенциал для роста трафика, а текущий показатель уже позволяет обеспечить возвратность инвестиций.
В докладе Vegas Lex говорится, что основным способом развития региональных аэропортов может быть концессионное соглашение. Такая форма будет использована в рамках развития трех аэропортов Москвы, которые получат аэродромы в долгосрочное пользование, но без фиксированной арендной платы, а за обязательства по их поддержанию и развитию. Основным преимуществом концессии, по мнению авторов исследования, является возможность установить ключевые инвестиционные показатели аэропорта один раз на долгосрочный период. Концессия также снижает стоимость привлечения внебюджетных источников финансирования.
Партнер юридической компании Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина считает, что развитие региональных аэропортов связано с государственно-частным партнерством не «в чистом виде», а с «элементами приватизации». Она отмечает, что наиболее распространенная форма развития аэропорта подразумевает заключение соглашения между властями региона и инвестором, по которому все акции или их часть передаются в собственность инвестору. По такой схеме был реализован проект развития аэропорта Самары. Госпожа Ревзина полагает, что такая форма позволяет привлечь средства в региональный бюджет и отслеживать исполнение обязательств инвестора, сохранив при этом контроль над объектом.
Елизавета Кузнецова
http://www.kommersant.ru/doc/2623179